Большая политика Рыба с головы |
07.04.2008, 02:20 | #1 | ||
Канцлер
|
Про тенденции российской науки и немного про чукчу.
Почему-то сегодня в голову опять пришла мысль об утечке умов.
Свои мозги что-ли плавятся? - Подумал, я. Но вдруг листая френдленту ЖЖ по кросссылкам наткнулся на интересную статью о российской науке и решил написать, ну не знаю реферат не реферат, а что-то среднее между рефератом и эссе. Сидит чукча в чуме, читает учебник по статистике. Подходит другой чукча. - Слышишь чукча, однако одна твоя оленя в воду упала. - Однако спасибо. - И продолжает читать. Через некоторое время - Однако другая твоя оленя в воду упала. - Однако спасибо. - И продолжает читать. Через некоторое время - Однако вся твоя оленя в воду упала. Чукча задумчиво поднимает указательный плец.- Однако ТЕНДЕНЦИЯ. Вот и я набрел на интересную публикацию на сайте OPEC. Нет, не организации стран-экспортеров нефти, а "Open economy". Статья называется "Россия в зеркале мировой научной публикационной активности". В статье сравнивается уровень науки различных стран за последние 10 лет исходя из научных публикаций, то есть того продукта, который ученые и производят. До сих пор страна гордится наукой (и только недавно начала вкладывать в нее деньги). Гордится российскими (или советскими?) учеными. Так на каком же месте в мире российская наука сейчас? Критериев эффективности науки можно подобрать несколько: - количество ученых с учеными степенями на 10000 чел. населения. Не очень эффективный критерий, поскольку среди них могут быть чукчи из анекдота: "Чукча ты согласен быть почетным академиком? -Ага согласен. По чётным. Но чтобы по нечетным, - в тундру!" - средние затраты на одного ученого; - количество публикаций на одного ученого. Теперь смотрим статью: Вот как выглядит двадцатка лучших за 2006 г. по данным испанской исследовательской группы SciMago, использующей данные Scopus: 1 столбец - место в стране по научным публикациям в 2006 г. 2 столбец - место в стране по научным публикациям в 1996 г. 4 столбец - чистое количество научных публикаций; 5 столбец - качество всех научных публикаций, то есть количество ссылок на наши публикации в других публикациях (что-то вроде полезности). 6 столбец - среднее качество каждой публикации, т.е. сколько ссылок в среднем на каждую из них. 7 столбец - H-индекс (индекс Хирша) h отражает число публикаций данной страны, каждая из которых процитирована не менее h раз. (не вникал) В целом показателен 6 столбец- он означает что в среднем из 4 статей - цитируются (то есть вообще нужны) только три, а за остальные дадут только шнобелевскую премию по литературе (которой как раз удостаивался советский учёный). Лучше всего сейчас идёт Китай (что неудивительно). Дальше идет про финансирование науки и про её себестоимость. Не буду цитировать подробно, скажу вкратце: низкая себестоимость российской науки, как и высокая производительность ученых это миф. Всё не дешевле, а даже несколько дороже, чем в других странах. Цитирую: "Вообще, не стоит полагать, что публикационная активность линейно зависит от оплаты труда ученых. В гораздо большей степени зависимость проявляется от общих внутренних расходов на 1 работающего в секторе, не обязательно исследователя, т.е. от цифры, включающей расходы на оборудование, инфраструктуру и обслуживание. " Перевожу на русский язык: утекшие мозги, так просто деньгами не восстановить, нет конечно "чукчи" их возьмут и спасибо скажут, но учеными они от этого сразу не станут. И наконец: "Молодые и наиболее инициативные покинули сектор, оставив носителей наиболее традиционных ценностей. Понятно, что если средний возраст кандидатов и докторов наук заметно превышает 50 лет...." "В настоящее время Правительством РФ реализуется т.н. пилотный проект повышения зарплат, который коснется, правда, лишь работающих в системе РАН ученых-исследователей – к концу 2008 г. они должны получать в среднем по 30 тыс. руб." (может быть ) "Помимо чисто демографических причин дефицит молодых кадров усугубляется общим подъемом экономики, кадровым голодом в тех областях, где зарплата гораздо выше, чем в науке. На этом фоне запланированный пилотный рост «научных» зарплат будет совершенно неадекватным, при этом даже он не распространится за пределы РАН." И последняя цитата "Через 4-5 лет мы покинем двадцатку наиболее публикующих стран, а двадцатку самых цитируемых мы покинули еще в 2006 году (данные Scopus)." Что тут сказать: прощайте нанотехнологии, прощай Глонасс, запрягаем телегу и, помолившись, на Марс. Кто там от нас пока отстает... Бразилия? По материалам статьи И.Стерлигова "Россия в зеркале мировой научной публикационной активности" сайта Открытая экономика: _http://opec.ru/docs.aspx?id=385&ob_no=86405 И последнее: чукча - это собирательный анекдотический образ, я и сам, в какой то степени чукча Последний раз редактировалось Shade; 07.04.2008 в 03:03. |
||
28.06.2008, 15:55 | #2 | ||
Ученик
|
Ситуация в науке сейчас и правда стремится к катастрофе, но всё же я надеюсь на лучшее. Сколько уже раз в России было, что все красивые и умные уедут, вроде всему конец, ан нет... Поэтому считаю, что пусть сейчас хотя бы денежкой заманивают молодёжь в науку... Но всё же, лучше бы уменьшить частично зарплаты у государственных топ-менеджеров в разных компаниях и отдать эти деньги на приглашение наших же учёных обратно на Родину.... В целом, сейчас надо развивать прежде всего наукограды... И создавать учёным, трудящимся там, почти идеальные условия... Ведь большинству настоящих учёных многого не надо--организуй им нормальный быт, обеспечь их родственников на среднем уровне, а там уж они сами к вершинам науки стремиться будут...
|
||
28.06.2008, 17:10 | #3 | |||
Консультант
|
Цитата:
Наука нужна государству или как?? Давайте определимся сперва. Если нужна, то государство должно позаботиться о достойной оплате труда ученым. Если нет, то вопрос тогда отпадает сам собой. А Топам платит не государство, а хозяин-владелец предприятия, потому это сравнение как бы совсем ни к чему... |
|||
30.06.2008, 12:04 | #4 | ||
Волонтер
|
Да, как-то последнее время не слышно об утечки мозгов, или это стало не так важно! Видимо, при советах это считалось предательством Родины, поэтому так рекламировали это событие, а сейчас это называется человек поехал на заработки, такой типа элитный гастербайтер!
Наука России нужна однозначно, и её финансированием надо заниматься вплотную, а не время от времени! |
||
30.06.2008, 16:22 | #5 | ||
Канцлер
ТС
|
Статейка немного кривая получилась, но если делать выводы там, мы по науке уже далеко не первые, а где-то десятые с тенденцией дальнейшей потери позиций. Нас опережают Китай, США, Япония, Ю.Корея, Франция, Германия, Великобритания и т.д. Если дело так пойдёт дальше мы станем (практически уже стали) прекрасными покупателями и потребителями их технологий за нашу нефть. А дальше - технологический разрыв, т.е. превращение в абсолютный энергетический придаток. Посмотрим...
|
||
02.07.2008, 12:01 | #6 | ||
Волонтер
|
Мало молодой поросли, скорее всего, в этом вся проблема, молодёжь обленилась, и как таковая наука им не нужна, а лишь в плане материального обеспечения! Мало фанатов своего дела! Я постоянно сталкиваюсь с молодыми организмами, которые поступают в университеты, лишь для того, чтоб была корочка о высшем образовании и не более!
|
||
03.07.2008, 19:56 | #7 | |||
Философ
|
Цитата:
|
|||
04.07.2008, 03:28 | #8 | ||
Канцлер
|
Верно Дело в системе, а не в том, что молодежь обленилась. Индекс цитируемости - это не показатель, гораздо важнее, кого цитируют. Как лучше: по 2 раза процитируют 50 американцев, или 100 раз одного Алферова? То-то и оно, что лучше 50Х2. Как бы ни пытались представить советскую систему образования элитарной, таковой она не являлася на самом деле. Десяток-два крупных ученых - это замечательно, но как в спорте нужны не только Олимпийские чемпионы, но и простые кмс, так и в науке не только, гуру, но и кмн. А теперь, уважаемые знатоки, вопрос, какой кмн совесткой системы образования - ученый? : Здорово: диссертация ни о чем, банкетик'с - и уютное место на кафедре в провинциальном ВУЗе :. Ну или ассистентское звание в столице, в каком-нить замшелом НИИ.
|
||
04.07.2008, 04:35 | #9 | |||
Канцлер
ТС
|
Кстати никто сегодня вечером НТВ не смотрел? Я глянул одним глазом под ужин. Блин опять зря смотрел, хотя нет не совсем зря. Углядел шедевр журноламерской мысли, который был неплохо освещён в сообществе science_freaks (научная кунсткамера)
Цитата:
Мой комментарий (оставил в сообществе, я на него подписан): "Да я решил было вслушаться, что они там говорят, даже чему-то было поверил, но когда услышал слово псих..., решил, что это журналист представился, а когда увидел шамана, то понял, что это его имели в виду, когда говорили о русском психотропном оружии... Но это ещё ладно НТВ." Если бы канал был ОРТ, обязательно спросили бы авторитетное мнение священника РПЦ, на ОРТ без них никуда, канал то практически государственный. А на НТВ ещё осмеливаются шаманов показывать у священников не спросясь. Непорядок. Взято отсюда. (моя жж френдлента) |
|||
06.07.2008, 13:32 | #10 | ||
Волонтер
|
А корни что тогда? Безответственное отношение власти к этой проблеме и недостаточное финансирование оной! Да тут, наверно, куда не глянь везде корни, второстепенного быть не может, звенья друг друга дополняют!
|
||
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Приватизация науки по Путину | Shade | Большая политика | 68 | 30.04.2014 09:14 |
Наука и люди науки | Ratnik | Культура | 10 | 04.10.2013 21:14 |
Интервью с министром образования и науки Дмитрием Ливановым | VikTorovna | Общество и личность | 9 | 09.09.2012 12:19 |
Советская д.2 - рухнет или ещё немного постоит? | Юка | Вязьма - город воинской славы | 65 | 21.08.2012 20:20 |
немного о играках футбола. | wolf | Спортивный флуд | 1 | 31.05.2008 23:39 |