Про Жоржа Мельеса мир вспоминал трижды: в период его расцвета, в 1929 году и в 2011 году. Мельес - это Джеймс Кэмерон и Джордж Лукас своего времени (напоминаю, что это были 1896-1902 года). Люмьеры бесхитростно снимали самые что ни на есть бытовые ежедневные сюжеты и Мельесу поначалу не оставалось ничего, кроме как их повторять. Но однажды во время съемок площади Оперы в камере застряла плёнка. Пока Мельес с ней боролся, камера продолжала снимать и при просмотре он обнаружил интересный эффект: лошади превратились в похоронную процессию, мужчины в женщин. Жорж Мельес поймал в камеру волшебство и уже через пару дней владелец театра иллюзий начал снимать фильмы с исчезновениями и превращениями. Люмьеры все еще снимали свои "Прибытие поезда" и "Выход рабочих с фабрики", а Мельес начал снимать чудеса. Угадайте, куда валила публика )
Если братья Люмьеры изобрели технологию кино, то Мельес изобрел кино как идею, уловил саму суть кинематографа. Дело было вовсе не в деньгах, он просто любил волшебство. Только в его фильмах он самолично клал на стол три своих же головы и весело пел с ними хором, подыгрывая на банджо.Он ставит и снимает отрывки из литературных произведений. Он изобретает псевдодокументалистику, "художественную хронику". Да, именно ту, которую так любит наше телевидение (в программе "Следствие вели..."). Это реконструкция в кино каких-то событий, которые вызвали у публики особый интерес. Мельес не скрывал, что это всего лишь реконструкция, но фишка в том, что зритель не мог отличить ее от документальной съемки. Фильм о коронации Эдуарда VII Мельес снял заранее (используя актёров своего театра, разумеется) и показал его монарху буквально на следующий день после реальной церемонии. Новоиспеченный король сильно удивился и признался: не знай он наверняка, что это игра актёров, непременно узнал бы себя.
Вершина творчества Мельеса - фильм "Путешествие на Луну" по сюжетам Жюля Верна "Из пушки на Луну" и Герберта Уэллса "Первые люди на Луне". Двадцатиминутный ролик, поставленный полностью силами Мельеса (по его сценарию, с его декорациями, изобретенными им спецэффектами, актёрами его театра), стал не просто киношной феерей того времени. Он стал тем, из чего выросла фантастика в кино. Первый камень в фундаменте "Звездных войн", "Терминаторов" и прочих "Аватаров".
После "Путешествия на Луну" о Мельесе забыли. Отчасти в этом виноват он сам. Кино в те времена не стояло на месте, а принциальный Мельес не принимал (или не понимал) его новшества. По-прежнему применяя театральные правила и особенности к своим фильмам, он игнорировал подвижную камеру, натурные съемки и крупные планы. В театре зритель ведь сидит на месте, а не бегает по лесам или залу за действием. Широкий американский рынок для Мельеса закрыл Томас Эдисон, считавший себя владельцем всех американских патентных прав на кинотехнологии. Сочтя, что он имеет право копировать и продавать любой фильм, сделанный без его санкции, он ввел в торговлю фильмы Мельеса. В 1909 году Мельес, терпевший колоссальные убытки как предприниматель, начал работать для фирмы "Патэ". Он все еще снимал, но творческой отдачи от работы уже не было. Режиссёра приглашали на киноконгрессы, но с каждым разом прислушивались к нему все меньше...После окончания мировой войны о Мельесе и вовсе забыли. Он мог бы продать негативы своих фильмов за последние два десятилетия фирме "Патэ" (она могла купить их по цене бракованной плёнки), но принципиальный Мельес не согласился. В 1914 году он просто сжёг их. На остатки денег купил лавку и стал продавать детям игрушки и сладости.
В 1929 году редактор одного из французских журналов с удивлением узнал, что волшебник кино все еще жив. Мельес вытащен из безвестности (тогда ему было 68 лет), награжден орденом Почётного легиона за заслуги перед Республикой и получил полный пансион в доме для престарелых кинематографистов. По-разным данным он создал более 500 (историки кино иногда говорят о 1000 или даже 4000) фильмов длительностью от одной до 40 минут. Сохранилось около двухсот - в музеях, старых складах, частных коллекциях.
Реверанс в сторону Жоржа Мельеса в 2011 году сделал Мартин Скорсезе, выпустив фильм "Хранитель времени", тем самым вытащив того из забытия во второй раз. Идея признания заслуг Мельеса перед мировым кино сама собой вышла в сюжете на первый план. Роль пожилого Мельеса исполнил Бен Кингсли.
Фильм получил не просто одобрение критиков и отличные отзывы в прессе, но также кучу наград и еще больше номинаций. Среди прочих 11 номинаций в 2012 году на Оскар, из них 5 получено.