Литература Книга - источник знаний |
13.06.2008, 03:03 | #1 | ||
Канцлер
|
Литературные баталии, или как написать шедевр
Недавно случился преинтереснейший спор с модератором. На полном серьезе, без малейшего зазрения совести он утверждает, что все, как один, успешные в коммерческом плане писатели, неспособны создать литературный шедевр. По правде сказать, то, что написал выше, некоего рода резюме его позиций; суть спора лежала несколько в иной плоскости и сводилась к следующему:
Всеми глубокоуважаемый модератор... нет, даже супер-модератор, я бы сказал Мега, а это ого-го как повыше, чем супер... так вот... по его мнению, простой смертный, написавший сильную книгу, имеет о лишь умозрительные шансы на то, чтобы ее опубликовали. И даже если невзначай такой обыватель напишет шедевр - без кавычек шедевр - все равно ему суждено пылиться на задворках литературного рая. Я же утверждаю, и всемерно надеюсь, что ситуация не столь плачевна. Да, существует масса ээээ графоманов, способных с помощью связей протолкнуть откровенно слабую вещь. Но что будет, если новичок принесет в издательство действительно сильное произведение? Естественно, что это будет не первый его визит, и не второй, и, скорее всего, не пятый.... Но вот произведение отшлифовано, мастерски выписаны характеры, экшен так и прет со страниц, а сюжет закручен так...: куда там цунами, селям и прочим оползням. А как считаете Вы? Способна ли сильная книга сама себя продать, без ловких трюков по втюхиванию ее печать? Способен ли шедевр быть массовым? Или массовость- удел бульварной литературы? Тогда что принимать за шедевр? Пыльные, никому не нужные рукописи Иван Иваныча, читающего их собаке от начала и до обеда? В чем суть шедевра? Может ли им стать бестселлер, или шедевр ну просто обречен на крошечные тиражи? |
||
13.06.2008, 04:04 | #2 | ||||||
Консультант
|
Ага.. было дело.
Итак. Начнем сперва с определения шедевра. Вики нам глаголет по этому поводу следующее: Цитата:
Цитата:
Теперь медленно подходим к самой сути. Что считать шедевром в литературе? Продаваемая книга? Бестселлер? Или книга правильная, правильный слог, захватывающий сюжет, но интересная узкому кругу лиц, следовательно, не имеющая шансов на максимум продаж! Не будем брать научные труды, публицистику, и тд. Говорим о худлите. Изначально верное и правильное мнение, что шедевром не может быть то, что нравится стаду, толпе, всем, общей массе. Шедевром может быть только то, что имеет такую ценность, которую могут оценить только люди, разбирающиеся в вопросе или находящиеся в теме. Шедевр - это не ширпотреб, это не однодневка, это типа "Войны и мир" Толстого или "Преступления и наказания" Достоевского. Произведение может не нравиться, оно может совершенно не продаваться современникам, но иметь ценность гораздо позже. Переходим плавно к современности: Бестселлер и шедевр. Это совершенно разные понятия. Законы бизнеса гласят: товар должен продаваться, и продаваться стремительно. Чем больше оборот за какой-то промежуток времени, тем больше прибыль. Чем больше прибыль, тем больше возможности развивать бизнес, применять новые технологии, и получать еще большую прибыль. Бестселлер выполняет такую функцию, он популярен, он популярен широким массам, следовательно, продажи высоки, следовательно, прибыль высока. Шедевр может вообще не продаваться и пылиться в тумбочке. Но вместе с тем, шедевр это произведение, бестселлер это однодневка. Сегодня он есть, завтра уже его место занято другим бестселлером. Термин бестселлер это вообще просто критерий продаваемости и популярности. Идем дальше. Цитата:
Цитата:
- Произведение неплохо для начала, но его нужно доработать, потом приходите. Всегда рады Ну и еще присутствует человеческий фактор.. все уже разложено по полочкам, все блатные считаются профи писаками, все продается по чуть, и тут заявляется цунами, и хочет перевернуть все с ног на голову. Нет особого интереса в прибыли, нет стремления максимума продаж. Все идет, как идет. И вот подходим к резюме. Шедевр не может быть массовым. Массовость - это удел бульварности. Нет такого понятия "массовый шедевр", есть понятие "массовая культура" те ширпотреб, халтура, одноразовость, как перзервативы. Удел шедевра ждать своего часа у потомков, ибо на то он и шедевр. Кто там кому будет его читать... Иван Иваныч собаке, или Петр Васильевич старушке жене, неважно. Шедевр может конечно стать шедевром и при жизни, но это произведение не будет массовым, и естественно продаж от него ждать не приходится. |
||||||
13.06.2008, 07:08 | #3 | ||
Философ
|
Имхо: в чём-то правы оба. Шедевр способен себя продать, но (как справедливо заметил Стэк) может быть несколько поздно... А то, что шедевр не может быть массовым, здесь наш супер-модератор (опять же имхо) погорячился, самый яркий пример Мастер и Марго от Булгакова, второй пример более спорный, но всё же, Эдичка от г-на Лимонова. Продолжить список?
|
||
13.06.2008, 14:24 | #4 | ||
Консультант
|
Исключения везде бывают, никто же спорит, что такого не может быть, но это настолько единичные случаи, что можно не обсуждать.
"Мастер" или там "Война" могут нравиться или не нравиться, что не мешает этим произведениям быть шедеврами. Опять таки к чему пример вышеперечисленное? Авторы что-то поимели со своих шедевров? Или получили прибыли от продаж потомки авторов?? Лимонов просто эпатажный, шокирующий публику персонаж, в том что его слова, или написанное шедевры есть глубокие сомнения. И если брать тиражность после смерти авторов, то возможно по ней можно конечно отнести то или иное к шедеврам, а каков тираж у Эдички?? И кто кстати сказал что это шедевр?? |
||
13.06.2008, 16:52 | #5 | |||
Канцлер
ТС
|
Цитата:
или о "некрофилии в искусстве".. кому как ндравиццо...: Не знаю, что поимели с шедевров Булгаков или Толстой, но следует учесть, что тогда априори не существовало книжного бизнеса. Кто знает, живи Толстой в наш век, каковы были бы его гонорары? Не было бизнеса, значит не было. Что поимел Дизель с изобретения двигателя - тоже неясно, ведь не существовало автогигантов? Это не мешает людям быть признанными гениями. Но я, собственно, вот о чем. Весь менталитет русского человека пронизан преподлейшим комильфо, что писатель должен всенепременно писать духовно. А еще обязан быть нищ. Если, не дай бог, писатель ест блины с икрой, все - бульварный писака, ибо стыдно писателю зарабатывать на высоком, "чуйственном". Можно грузчику, можно президенту. Писателю - нельзя. Обязательно ходить в рубище, питаться акридиями и медом... нет, мед, пожалуй, уже лишнее, вычеркиваем... Меня всегда забавлял, и забавляет на протяжении долгого времени еще один парадокс, связанный не только с литературой, но и с искусством вообще: крамольная мысль, знаю, щас кого-нить, да обидю... но и удержаться не могу... Скажите, кто вам сказал, что шедевр (живописи, литературы, скульптуры, музыки и пр) должен быть обязательно старым? Из прошлых веков. Ну паччемууууу??? Я обозвал этот парадокс "культурной некрофилией". Ведь козе ясно, что практически любой гитарист какой-нить заштатной группы из Мухосранска может забацать такой пассаж, что Моцарт отдыхает, Бетховен нервно курит в углу, а Бах так и вообще - бьется в безудержной истерике.... Почему люди так падки на то, что кануло в Лету? Почему карета, украшенная виньетками, амурами и голыми бабцами с крылышками - шедевр? А Феррари - нет? Почему шедевр - толстушки Рубенса, эротическое фото - нет? Так это.... при всей любви к каретам.... кто щас на них ездит? Какую пользу они приносят? Такую же, как труп некрофилу: удовольствие в извращении? Ну, типа эстетики, которая своя у каждого... у кого-то и извращенная, дело понятное. Почему смело можно признать искусством "Лунную Сонату", а "Over The Hills and far Away" - нет? Из-за того, что Бетховен прожил жизнь небогато, не должны получать гонорары Nightwish или Тило Вульф? Вы вообще как, считаете, что и через 500 лет всерьез будут именовать шедевром карету? Или же нет? А что? Феррари? Почему мы тогда отказываем ей в этом удовольствии сегодня? Должно пройти немало лет, чтобы трупик, так сказать, настоялся, подгнил, приобрел специфический запах, почуяв который, можем вопить: Уррря!!!! Искуссстваааа!!!!! Какое это имеет отношение к шедевру и вообще к литературе. Прямое. Наперекор почти всем, утверждаю и буду утверждать, что шедевр - это массовое произведение. М а с с о в о е! Я не говорю - слабое, глупое, бульварное, а массовое, имеющее огромные, как Война и Мир, раз уж вы так неравнодушны к этой книге, тиражи. Да, в динамичном мире не надо будет ждать полторы сотни лет, чтобы произведение стало выходить в миллионе экземпляров, а автору не придется влачить существование бомжа. Баснословные гонорары, виллы, Канары и новенький Ферри под окном. Завидно? Только то произведение шедевр, что двигает умами миллионов, которое читают как пьяницы, так и трезвенники, как грузчики, так и манагеры. Только так! Пусть обыватель видит всего-лишь забавный боевичок в стиле Графа Монте-Кристо, а кто поумнее - нечто большее. Вот мера шедевра! А не время. И совсем уж точно не сумма денег в кармане Толстого. |
|||
13.06.2008, 17:21 | #6 | |||||
Консультант
|
Эт по ходу в мой огород камень
Люблю старину, ну слабость, че поделать Однако отвечу, без истерик и эмоций. Что поимели Толстой.. да и не нужно ему было что-то иметь. Он граф был, и писал для души, и было у него в селениях многадуш, и даже свободу он им давал. А Пушкин вот бывало и жил на гонорары, и современники его признали, впрочем как и Толстого, пусть не было книжного бизнеса в нашем его понимании, но бапки то платили. Кто ж говорит, что гении, литгении должны быть в рубище и быть бомжами. Я говорю? Отнюдь. Я этого не говорю. Писатель может быть и богат как Крез, может иметь виллы и яхты, но его произведения не могут быть все гениальные, может быть шедевры одно, два, а остальное извните, для широких масс гавно. Не могут оценить великое массы, это все равно, что метать бисер перед свиньями, это все равно, что играть на свирели на поле перед коровами. Люди, которые могут оценить, как я уже писал, должны быть в теме, иметь вкус, какую-то эстетику. Вам нравится металл?? Нет, большей части населения нравится попса, и что это шедевры?? Это ли шедевры от которых Бах курит нервно в сторонке?? Где игра, где пассажи, где мощь??? Бах просто переворачивается в гробу. Культура эстетическая не может быть массовой! Цитата:
Да, не спорю человечество шагнуло далеко, стало больше умных людей, стало больше грамотных людей, стало много чего больше. Но масса осталась массой все равно, поэтому шедевры только для тех, кто в теме, а ширпотреб всем остальным. И никто не распределяет кому что, именно каждый человек сам выбирает, что ему нужно шедевр или ширпотреб! Цитата:
Цитата:
|
|||||
13.06.2008, 18:17 | #7 | |||||||||||
Канцлер
ТС
|
Я крайне рад, что возымели действия мои слова. Осталось лишь немного убеждений... И можно на покой... ну что ж, на деле
.... а на деле суть сводится к следующему: Цитата:
а Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
И потом, не стал бы я так огульно под одну гребенку... Эх, простите меня, и не поминайте лихом, металлюги... Ну нравится мне песня Бори Моисеева и Людмилы Гурченко "Петербург-Ленинград". Нравится, и все тут. Цитата:
С каких это пор шедевры создаются с оглядкой на Баха, Гюго или Хемингуэя? Что-то я совсем не вижу конкуренции Дюма и Есенина, вот в упор не вижу. Очки купить надо, наверное. Цитата:
Я, кстати, частично понимаю, почему не желают признавать очевидное. Ну надо ж как-то приподнять свою значимость этим немногим "избранным": мол эстеты, чуйственные мы и легкоранимые, а потому ток мы и определям, что шедевр, а что кака. И раз де сказал граф, что ройс Шадевр, так тому и быть. Даже не подумали, что заштатный Форд куда надежнее, дешевле в эксплуатации, безопаснее и тыды. Ага, спохватились, и на Ройсы стали подушки безопасности ставить, а Бентли, о господи, в свой Арнадж запихнул бортовой комп! Как это??? Как это возможно? С линейкой - да в искусство!???? Да просто неизбежно. Жизнь это, жизнь Форд с конвейера, конечно, не шедевр, а попса. И Ройс с "ручного конвейера" - тоже. Ройс уже ваще атавизм, по значимости ничуть не важнее обычных и добротных конвейерных фордов. Цитата:
Последний раз редактировалось Bossяк; 13.06.2008 в 18:28. |
|||||||||||
13.06.2008, 22:49 | #8 | |||||||||
Консультант
|
Ну для начала, если брать именно графа, то граф писал не для широких масс, крестьянство в те времена было безграмотным. Он писал о той же аристократии, и тем же аристократам. Те людям, которые имели вкус, знали ценности. И это мы не знаем его 88 других, а современники знали, почитай так не любимую тобой историю
Те мы подошли к выводу, что шедеврами становится весчь, весчиццо, только когда пройдет достаточно много времени. (Мы же не знаем 88 остальных ) Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Если мы говорили выше, что и шедевры могут нравиться не всем, а по вкусу. Тут видишь ли присутствуют и еще факторы. Понятие шедевра исходит все же от элиты. А масса просто считает, и соглашается с мнением. Цитата:
Цитата:
Ну и наконец: Цитата:
А теперь почему мне не завидно У каждого свой критерий жизни. Мой критерий это покой и достаток без понтов. Мне ну нужен Бентли, если мне нужно проехать по городу. Мне не нужна узнаваемость и известность, потому, как человеку узнаваемому не будет покоя. Я не хочу видеть поклонников, и вообще людей, надоели они мне Проехать по городу я могу и на запОре, например,(пешком просто уже в падлу, время терять ) Мне нужен простой домишко с удобствами, мне нужно чтобы я мог не думать: хватит мне завтра на колбасу, мне нужен 2х метровый забор, чтобы я не видел улицу, и обывателей Собственно мне нужно мое микроскопическое государство в государстве, где всем распоряжаюсь только я А яхты, солнце и пески, Бентли, дефачки, мне не интересны Последний раз редактировалось Stek; 13.06.2008 в 22:51. |
|||||||||
13.06.2008, 23:28 | #9 | |||
Канцлер
|
Цитата:
|
|||
13.06.2008, 23:45 | #10 | |||
Гость
|
Внесу и свои три копейки в ваш спор.
Цитата:
Если эти условия совпадут, и новичком заинтересуется меценат, то книга будет опубликована. Если новичок будет по закону, и всем правилам ходить в издательства, то скорее всего книга будет опубликована, когда новичок приобретет имя, если у него хватит некоторых факторов: настойчивости, терпения, пробивных качеств, и таланта. Массовость шедевра возможна. Массовость возможна в единичных случаях при жизни автора, и более реален вариант уже после его смерти. Шедевром может стать как бестселлер, так и единичные произведения, все зависит именно от самого шедевра, как тематика, направление, и множество других факторов. Вообще интересная тема В вышеперечисленных примерах критерий шедевра по-моему выбран несколько неудачно, кажется вы немного перемудрили с Бентли, яхтами и Толстым : |
|||
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Литературные премии | Shikana | Литература | 27 | 28.04.2013 20:55 |
Байкал-шедевр природы. | dikscher | Путешествия | 8 | 24.08.2011 23:36 |
Помогите написать заявление в генпрокуратуру | ВВС | Юридическая консультация | 7 | 06.02.2011 21:15 |