Религия Форум религии и вероисповедания. Обсуждение благочестия, набожности, святынь, предметов культа, веры или отрицания бога |
29.12.2011, 00:10 | #31 | ||
Волонтер
ТС
|
|
||
29.12.2011, 00:14 | #32 | ||
Форумчанка
|
Юка, это ты из собственного девичего опыта ? Ну про подгузник)).
|
||
29.12.2011, 00:19 | #33 | ||
Волонтер
ТС
|
|
||
29.12.2011, 00:36 | #34 | ||
Форумчанка
|
|
||
28.01.2012, 22:18 | #35 | ||
Волонтер
ТС
|
Сегодня - 28 января - праздник Велесичи (Кудесы) — День домового. Старый славянский праздник день домового отмечался с особым старанием. Верили в домового искренне, поэтому старались в этот его задобрить. Домовой символизировал собой дух дома, защищающий от злых сил, спасающий от бед и прочих напастей. В этот день было принято угощать домового вкусной горячей кашей. После застолья за печкой оставляли горшочек каши с маслом, обкладывали горшочек углями, чтобы каша оставалась теплой, до прихода домового. Если домового не накормить в этот день, то из дорого духа он перевоплощается в злого. А злой домовой будет проказничать, и насылать беду. А кто же он такой, этот самый домовой? Домовой Демонический персонаж мифологии восточных славян, домашний дух, хозяин и покровитель дома. Главной чертой образа домового является его функция домашнего хозяина, отвечающего за благополучие человеческого жилища и хозяйства. Облик и характер домового, в отличие от других духов (лешего, водяного) — повелителей враждебных человеку стихий, наиболее близки к человеческим, хотя имеют и демонические черты. В народных поверьях домовой зачастую предстает двойником хозяина дома или очень на него походит одеждой или привычками (походкой, кашлем и т. д.). Иногда это невысокий старик с седыми волосами и сердитым выражением лица; тело его, кроме лица и рук с длинными копями, покрыто белой шерстью. Обитает домовой за печкой, под порогом, на чердаке или в подполе. Домовой — прежде всего хозяин, он и порядком в доме ведает, и о скотине заботится. Поэтому он выражает свое недовольство недружным семьям (ночными стуками, кашлем и ворчаньем) и может даже оставить их дом, что будет истинным несчастьем, ибо «без домового никакой дом стоять не будет». Домовой тесно связан не только с домом, но и с живущей там семьей, отсюда обычай приглашать домового с собой в новый дом. При переезде насыпали на лапоть земли из-под печки и приговаривали: «Домовой, домовой, не оставайся туг, а иди с нами» или «Дедушка, соседушка, иди к нам». Когда ломали избу, брали икону, хлеб и вызывали домового: «Батюшка домовой, выходи домой». Считалось, что, если домового не вызвать, он будет шататься в развалинах и пугать людей по ночам своим плачем. Согласно поверьям, домовой отвечает и за благополучие домашних животных. При покупке коровы или лошади обязательно обращались к домовому: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку» или «Хозяин, царь дворовый, прими моего живота в свои простые ворота». Верили, что, если не испросить милости домового, тот невзлюбит и изведет скотину. Бытовали обряды умилостивления домового: на заговины оставляли «хозяину» накрытый стол, а часть кушаний относили на скотный двор. Там ставили их на врубленный в левую верею ворот плашмя топор, приговаривая: «Хозяюшко-батюшко, хлеб-соль прими, скотинку води». Домовому приписывают также людские обычаи и слабости. Существовали поверья, что у домового есть семья, жена-домовиха (или кикимора), которая ночью выходит из-под пола и прядет. Рассказывали, что есть у домового и дети, которых он кормит тем хлебом, «что неумойки лапают». Домовой любит погреться на печке, ходит в гости к другим домовым. Знается домовой, а иногда и воюет, с другими духами: банниками, овинниками, лесовиками. Может домовой и невзначай показаться человеку, преимущественно ночью — возле скотины или лошадей. Нарочно же домового можно увидеть либо в чистый четверг со свечой из церкви, либо на Пасху от заутрени — за трубой на чердаке. Считалось, что глядеть на домового можно только поодиночке, чтобы не рассердить. Множество народных бы-личек повествует об общении домового с людьми, в которых он выступает и как милостивый покровитель, и как капризный, мстительный старик. Кого домовой полюбит, тому прибыль в хозяйстве и благополучие принесет. Не пригласив с собой домового, хозяева рисковали лишиться дома пожаром. Часто домовой выступает в роли вещуна, предсказывает добро или худо, смерть, свадьбу, пожар. Считалось, что к несчастью домовой стонет или плачет под печкой басом — «ух, ух, к худу». Домовой, навалившийся на грудь спящему, предвещал смерть. Если увидеть домового, играющего на гребенке и пляшущего — это к свадьбе. Особенности представлений о домовом характеризуют его как нечистую, но все же добрую силу, с которой можно было жить в мире. |
||
29.01.2012, 01:27 | #36 | ||
Форумчанка
|
А мне надо новую фигурку домового искать, у меня собака стащила и погрызла... Может кто подскажет, где у нас продают...
|
||
29.01.2012, 02:15 | #37 | ||
Консул
|
|
||
29.01.2012, 11:30 | #38 | ||
Волонтер
ТС
|
|
||
29.01.2012, 12:25 | #39 | ||
Форумчанка
|
|
||
30.01.2012, 09:40 | #40 | ||
Волонтер
ТС
|
Сегодня 30 января День деда Мороза и Снегурки 30 января - День деда Мороза и Снегурки. Это последний праздник напрямую связанный с Новогодним весельем. В этот день наши предки - славяне почитали Мороза — противника бога Перуна. Мороз (Морозко) - персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора: богатырь, кузнец, который сковывает воду "железными" морозами. Но чаще Мороз — старик с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий ужасные морозы. От удара Мороза по углу избы трескается бревно. Слуги Мороза — мароссы — дуют в кулаки и навевают холода. Дед Мороз, как персонаж русских народных сказок и обрядов, связан с тем периодом, когда «солнце поворачивает на лето, зима на мороз», то есть с зимним солнцестоянием. Он Владыка зимнего холода и в этом своем качестве он, прежде всего Повелитель Вод, которые именно в зимние холода предстают перед людьми во всех своих ипостасях: снега, льда, инея, пара, тумана и текущей подо льдом воды рек, озер и морей. Дед Мороз сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев. Будучи Владыкой Зимы, Дед Мороз несет с собой не только холод, снег и лед, но и ночь, тьму, так как световой день зимой в северных широтах предельно короток, а ночь велика. Как Владыка Ночи Дед Мороз повелевает Звездами и Луной, ему подчинено Зимнее Небо, он украшает его сполохами Северного Сияния. Дед Мороз - владыка вод и владыка ночи, звезд и луны даже именем своим свидетельствует о связи с миром умерших. Ведь недаром столь близки слова «смерть», «морена», «морана», «море» и «мороз». Умереть - равносильно понятию «остыть», «околеть», то есть замерзнуть. Здесь стоит отметить, что у всех индоевропейских народов Европы празднование Нового Года отмечено проведением карнавалов с ряжеными. Ученые предполагают, что само происхождение слова «маска», а это один из главных компонентов ряженья, связано с культом предков, так как слово «маска» означает «душа мертвого». Итальянский этнограф Паоло Тоски считает, что карнавал, как главный праздник начала года, предполагал возвращение в наш мир на эти дни существ загробного мира, мира предков. В русской традиции, кроме ряженья, как было отмечено ранее, существовал обычай, по которому накануне Рождества старший в доме высовывался с печи в волоковое окно или выходил на порог с ложкой овсяного киселя и звал: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть!». Даже в наши дни старики и старухи в северорусской глубинке на вопрос, кто такой Дед Мороз, отвечают: «Это наши предки, родители». Овсяный же кисель - специфическое ритуальное блюдо, связанное с поминальной обрядностью. Существовала определенная обрядовая система, один из элементов которой – одаривание духов предков на Новый Год, известное нам как Колядование. Ряженые представляли духов умерших, одевали маски и одежду навыворот, таким образом открывая связь с потусторонним миром. В каждом доме хозяева угощали ряженых, как бы благодаря этим предков за их заботу о живущих и «задабривая» их заранее. В веселой компании колядующих всегда имелся «старшой» - Дед. Дед не мог разговаривать и олицетворял самого древнего и грозного духа. Причем в ХVI — XVII к живым дедушкам обращались «дядко» / «дедко». Слово «Дед» обозначало предка и несло сакральный смысл. Таким образом, Дед Мороз – это - владыка вод во всех их проявлениях (снег, иней, лед, пар, вода); - владыка ночи и ее атрибутов - звездного неба, луны, полярного сияния, мрака; - владыка серебра (символа луны, лунного света, магии, сакрального знания); - владыка мира предков и Дед, то есть прапредок. По ряду источников Мороз - сын Велеса и Мары (Бури Яги). Внешний облик Мороза разнится в источниках: от огромного получеловека - полустихии до старичка небольшого роста. Очевидно, чем более значимым был образ для населения той или иной территории, тем более грозным обликом наделялся бог. Мороз живет в лесу, в ледяной избушке. От удара его посоха ударяет трескучий мороз. Он покрывает деревенские окна дивными узорами, превращает реки и озера в зеркальную гладь и дарит детям множество зимних увеселений. Таким образом, Мороз является разностороннем персонажем, воплотившим в себе представления славян о зимнем времени года. Встречая человека, Мороз может его заморозить насмерть или, напротив, щедро одарить: это зависит от телесной и духовной стойкости человека. В последнем воплотился житейский опыт проживания в холодном климате. Внешний облик Деда Мороза: 1. Густые серебряные волосы и такая же борода - символ могущества, сакрального знания, магии, счастья, богатства, благополучия; 2. Трехпалые перчатки или варежки белого цвета, расшитые серебром, со знаком «сегнерова колеса» - символа вселенского закона и благодати. Такие перчатки (варежки) являются знаком чистоты и святости всего, что Дед Мороз дает из своих рук. Трехпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу еще с неолита, т.е. V - III тыс. до н.э. Показательны в этом отношении петроглифы Белого моря и Онежского озера, где на скалах выбиты изображения трехпалых людей именно в сценах, имеющих ритуальный, священный характер. 3. Он одет в длинную белую льняную рубаху, украшенную белыми или серебряными геометрическими орнаментами - символ чистоты и принадлежности к миру богов и предков. 4. Сверху на рубаху одевается красный или золотой плащ (красный предпочтительней, как более архаический, чем золото, символ связи с миром предков - «тем светом») или красная, вышитая серебряными восьмилучевыми звездами и отороченная лебяжьим пухом шуба. В индоевропейской и северорусской традиции гусь, лебедь - символы неба, высшего знания, души, постигшей истину, души умершего и соединения трех стихий - земли, воды и неба. 5. На голове Деда Мороза красная шапка, вышитая серебром и жемчугом. Оторочка из лебяжьего пуха завершается надо лбом стилизованными рогами. К шапке по бокам могут прикрепляться серебряные лунницы. Ожерелье из таких же лунниц может украшать грудь. Пояс белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). 6. Сапоги Деда Мороза красные, шитые серебром или серебряные, шитые золотыми нитями. 7. Хрустальный посох Деда Мороза завершается лунницей с колокольчиками или серебряной головой быка (символы власти над водой, луной и миром предков - подателей плодородия и счастья живым). Такая цветовая гамма связана с древнейшей индоевропейской символикой цвета, где - белое - серебро символ луны, света, святости, севера, воды, сакрального знания, чистоты; - красное - символ жизненной силы, творческого начала, смерти и реинкарнации, огня, золота, «того света». Хрусталь - символ застывших вод, льда. Отметим еще раз, что Дед Мороз приходит в мир людей после зимнего солнцестояния (22 декабря), когда, согласно древней ведической мифологии, кончалась Ночь Богов и начинался День Богов - строительство нового временного цикла. Являясь вестником «Утра богов», Дед Мороз вершит божественный суд, подводит итоги прожитого года, воздает всем по заслугам; отсюда наказания и поощрения (подарки). Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания. Снегурочка - образ еще более загадочен, чем Дед Мороз. Как таковой он отсутствует в пантеоне славянских богов (по крайней мере, в дошедшем до нас виде) и не имеет аналогов в мифологии других народов. Этот уникальный образ встречается лишь в русском фольклоре. Хотя, есть предположение, что Мороз был женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы была красавица-дочь — Снегурочка. Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета… Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. ссылка |
||
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Основано княжество Лиманское - место сбора сил | АНДРЕЙ ИОАНН | Белое движение | 76 | 20.10.2012 18:28 |
Мечты и реалии нашей жизни | Gereford | Вяземские ведомости | 1 | 03.12.2011 03:00 |
Парадоксы нашей власти | Stek | Вяземские ведомости | 2 | 07.07.2011 10:41 |
Чудеса в нашей жизни | Lisa | Мистика, ужасы | 13 | 30.05.2010 19:53 |
Стереотипы в нашей жизни. | Lisa | Флудилка | 28 | 18.03.2010 19:11 |